§1.Общие положения
1.1 Настоящие Правила в соответствии с Законом штата Сан-Андреас «О дорожном движении» устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории штата.
1.2 В Сан-Андреас установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.3 Участники дорожного движения обязаны знать и неуклонно выполнять требования данных Правил, а также быть взаимно вежливыми.
1.4 Каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники выполняют данные Правила.
1.5 Лица, нарушающие настоящие Правила, несут ответственность согласно законодательству.
1.6 Термины, приведенные в настоящих Правилах, имеют следующие значения:
- Автобус — автомобиль с количеством мест для сидения более девяти с местом водителя включительно, который по своей конструкции и оснащению предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности.
Автомагистраль — автомобильная дорога, которая:
специально построена и предназначена для движения транспортных средств, не предназначена для въезда на прилегающую территорию или выезда из нее;
имеет для каждого направления движения отдельные проезжие части отделенные одна от другой разделительной полосой;
не пересекает на одном уровне другие дороги, железнодорожные и трамвайные пути, пешеходные и велосипедные дорожки, имеет ограждения обочин и разделительную полосу, огороженную сеткой;
Автомобильная дорога, улица (дорога) — часть территории, в том числе в населенном пункте, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов, со всеми расположенными на ней сооружениями и средствами организации дорожного движения, и ограниченная по ширине внешним краем тротуаров.
Безопасная дистанция — расстояние до транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе, которое в случае его внезапного торможения или остановки позволит водителю транспортного средства, движущегося сзади, избежать столкновения без выполнения какого-либо маневра.
Безопасная скорость — скорость, при которой водитель имеет возможность безопасно управлять транспортным средством и контролировать его движение в конкретных дорожных условиях.
Безопасный интервал — расстояние между боковыми частями движущихся транспортных средств либо между ними и другими объектами, при котором обеспечена безопасность дорожного движения.
Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток.
Велосипедист - лицо, управляющее велосипедом.
Видимость в направлении движения — максимальное расстояние, на котором с места водителя можно четко распознать границы элементов дороги и расположение участников движения, что позволяет водителю ориентироваться во время управления транспортным средством, в частности для выбора безопасной скорости и осуществления безопасного маневра.
Владелец транспортного средства — физическое или юридическое лицо, обладающее имущественными правами на транспортное средство, что подтверждается соответствующими документами.
Водитель — лицо, управляющее транспортным средством и имеющее удостоверение водителя соответствующей категории. Водителем также является лицо, обучающее управлению, находясь непосредственно в транспортном средстве.
Вынужденная остановка — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием участника дорожного движения или появлением препятствия для движения.
Главная дорога – дорога, по отношению к пересекаемой (примыкающей) с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобные) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
Грузовой автомобиль — автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки грузов.
Дорожная обстановка — совокупность факторов, характеризующихся дорожными условиями, наличием препятствий на определенном участке дороги, интенсивностью и уровнем организации дорожного движения (наличие и состояние дорожной разметки, дорожных знаков, дорожного оборудования, светофоров и их состояние), которые должен учитывать водитель во время выбора скорости, полосы движения и приемов управления транспортным средством.
Дорожные работы — работы, связанные со строительством, реконструкцией, ремонтом или содержанием автомобильной дороги (улицы), искусственных сооружений, инженерного обустройства, установкой (ремонтом, заменой) технических средств организации дорожного движения.
Дорожные условия — совокупность факторов, характеризующих (с учетом времени суток, атмосферных явлений, освещенности дороги) видимость в направлении движения, состояние поверхности проезжей части, а также ее ширину, величину уклонов на спусках и подъемах, виражей и закруглений, наличие тротуаров или обочин, средств организации дорожного движения и их состояние.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, происшедшее во время движения транспортного средства, вследствие которого погибли или ранены (травмированы) люди либо причинен материальный ущерб.
Железнодорожный переезд — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
Колонна пешеходов — организованная группа людей, движущихся по проезжей части в одном направлении.
Колонна транспортных средств — организованная группа из трех и более транспортных средств, совместно движущихся в одном направлении непосредственно друг за другом с постоянно включенным ближним светом фар.
Легковой автомобиль — автомобиль с количеством мест для сидения не более девяти, с местом водителя включительно, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности.
Маневрирование (маневр) — начало движения, перестроение транспортного средства в движении с одной полосы на другую, поворот направо или налево, разворот, съезд с проезжей части, движение задним ходом.
Маршрутные транспортные средства (транспортные средства общего пользования) — автобусы, движущиеся по установленным маршрутам и имеющие определенные места на дороге для посадки (высадки) пассажиров.
Мопед — двухколесное транспортное средство, имеющее двигатель с рабочим объемом до 50 см3 или электродвигатель мощностью до 4 кВт.
Мост — сооружение, предназначенное для движения через реку, овраг и прочие препятствия, границами которого являются начало и конец пролетных сооружений.
Мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство, имеющее двигатель рабочим объемом 50 куб. см и более.
Недостаточная видимость — видимость дороги в направлении движения менее 300 м в сумерках, в условиях тумана, дождя, и т.п.
Обгон — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения.
Обзорность — объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя.
Обочина — выделенный конструктивно или сплошной линией дорожной разметки элемент автомобильной дороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и не предназначенный для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Обочина может использоваться для остановки и стоянки транспортных средств, движения пешеходов, мопедов.
Ограниченная обзорность — видимость дороги в направлении движения, ограниченная геометрическими параметрами дороги, придорожными инженерными сооружениями, насаждениями и прочими объектами, а также транспортными средствами.
Опережение — движение транспортного средства со скоростью, превышающей скорость попутного транспортного средства, движущегося рядом по смежной полосе.
Ослепление — физиологическое состояние водителя вследствие воздействия света на его зрение, при котором водитель объективно не имеет возможности обнаружить препятствия или распознать границы элементов дороги на минимальном расстоянии.
Остановка — прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут или более, если это необходимо для посадки (высадки) пассажиров либо погрузки (разгрузки) груза, выполнения требований настоящих Правил (предоставление преимущества в движении, выполнение требований регулировщика, сигналов светофора и т.п.).
Пассажир — лицо, пользующееся транспортным средством и находящееся в нем, но не причастное к управлению им.
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, границей которого являются условные линии между началом скруглений краев проезжей части каждой из дорог. Не считается перекрестком место примыкания к дороге выезда из примыкающей территории.
Пешеход — лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортных средств и не выполняющее на дороге какую-либо работу.
Покидание места дорожно-транспортного происшествия — действия участника дорожно-транспортного происшествия, направленные на сокрытие факта такого происшествия или обстоятельств его совершения, повлекшие необходимость проведения сотрудниками полиции мероприятий по установлению (розыску) этого участника и (или) розыску транспортного средства.
Полоса движения — продольная полоса на проезжей части шириной не менее 2,75 м, обозначенная или не обозначенная дорожной разметкой.
Преимущество — право на первоочередное движение относительно других участников дорожного движения.
Препятствие для движения — неподвижный объект в пределах полосы движения транспортного средства или объект, движущийся попутно в пределах этой полосы (за исключением транспортного средства, движущегося навстречу общему потоку транспортных средств) и вынуждающий водителя маневрировать либо уменьшать скорость вплоть до остановки транспортного средства.
Примыкающая территория — территория, прилегающая к краю проезжей части и не предназначена для сквозного проезда, а лишь для въезда во дворы, на стоянки, автозаправочные станции, строительные площадки и т.п. или выезда с них.
Прицеп — транспортное средство, предназначенное для движения только в соединении с другим транспортным средством.
Проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств. Дорога может иметь несколько проезжих частей, границами которых являются разделительные полосы.
Разделительная полоса — выделенный конструктивно или при помощи сплошных линий дорожной разметки 1.1 и 1.2 элемент автомобильной дороги, который разделяет смежные проезжие части. Разделительная полоса не предназначена для движения или стоянки транспортных средств. При наличии на разделительной полосе тротуара на нем разрешается движение пешеходов.
Регулировщик — работник полиции, выполняющий регулирование дорожного движения.
Рельсовое транспортное средство — трамвай и платформы со специальным оборудованием, движущиеся по трамвайным путям. Другие транспортные средства, участвующие в дорожном движении, считаются нерельсовыми.
Стоянка — прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с необходимостью выполнения требований настоящих Правил, посадкой (высадкой) пассажиров, загрузкой (разгрузкой) груза.
Темное время суток — часть суток от захода до восхода солнца.
Тормозной путь — расстояние, которое проходит транспортное средство во время экстренного торможения с начала осуществления воздействия на механизм управления тормозной системой до места его остановки.
Трамвайный путь — элемент дороги, предназначенный для движения рельсовых транспортных средств, который ограничивается по ширине специально выделенной отмосткой трамвайной линии или дорожной разметкой. По трамвайному пути допускается движение нерельсовых транспортных средств в соответствии с разделом 8 настоящих Правил.
Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов.
Тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, который примыкает к проезжей части или отделен от нее газоном.
Уступить дорогу — требование к участнику дорожного движения не продолжать или не возобновлять движение, не осуществлять каких-либо маневров (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения), если это может вынудить других участников дорожного движения, имеющих преимущество, изменить направление движения или скорость.
Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения на дороге в качестве пешехода, водителя, пассажира.
Эксплуатация транспортного состава — транспортирование тягачом прицепа согласно инструкции по его использованию (соответствие прицепа тягачу, наличие страхового соединения, единой системы сигнализации, освещение и т.п.).[/color]
§ 2.Обязанности и права водителей механических транспортных средств
2.1 Водитель механического транспортного средства должен иметь при себе:
- а) удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
б) регистрационный документ на транспортное средство;
в) на маршрутных транспортных средствах — схему маршрута и расписание движения;
г) сертификат обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств;
д) талон технического состояния транспортного средства.
2.2 Владелец транспортного средства, а также лицо, которое использует данное транспортное средство на законных основаниях, могут передавать в своем присутствии управление транспортным средством другому лицу, которое имеет при себе удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории
Владелец транспортного средства может передавать данное средство в пользование другому лицу, имеющему водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, передав ему регистрационный документ на это транспортное средство.
2.3 Для обеспечения безопасности дорожного движения водитель обязан:
- а) перед выездом проверить и обеспечить технически исправное состояние и комплектность транспортного средства, правильность размещения и крепление груза;
б) быть внимательным, следить за дорожной обстановкой, соответственно реагировать на ее изменение, следить за правильностью размещения и крепления груза, техническим состоянием транспортного средства и не отвлекаться от управления этим средством в дороге;
в) во время движения на мотоцикле и мопеде быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутых мотошлемов;
г) не засорять проезжую часть и полосу отвода автомобильных дорог;
д) не создавать своими действиями угрозу безопасности дорожного движения;
е) сообщать полиции о выявлении фактов создания помех дорожному движению.
2.4 По требованию работника полиции водитель должен остановиться с соблюдением требований настоящих Правил, а также:
- а)передать предъявить для проверки документы, указанные в пункте 2.1;
б) дать возможность проверить номера агрегатов и комплектность транспортного средства.
2.5 Водитель должен по требованию работника полиции пройти в установленном порядке медицинское освидетельствование для определения состояния алкогольного опьянения, воздействия наркотических или токсичных веществ.
2.6 По решению сотрудника полиции, при наличии на то оснований, водитель обязан пройти внеочередное медицинское освидетельствование с целью определения его способности безопасно управлять транспортным средством и проверку знания настоящих Правил и навыков вождения.
2.7 Водителю запрещается:
- а) управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или находясь под воздействием наркотических или токсичных веществ;
б) управлять транспортным средством в болезненном состоянии, в состоянии утомления, а также находясь под воздействием врачебных (медицинских) препаратов, которые снижают скорость реакции и внимание;
г) передавать управления транспортным средством лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических или токсичных веществ, в болезненном состоянии, в состоянии утомления или под воздействием врачебных препаратов, снижающих скорость реакции и внимание;
д) передавать управления транспортным средством лицам, которые не имеют при себе удостоверения на право управления им, если это не касается обучения вождению в соответствии с требованиями раздела 20 этих Правил;
е) во время движения транспортного средства пользоваться средствами связи, держа их в руке (за исключением водителей оперативных транспортных средств во время выполнения ими неотложного служебного задания).
2.8 В случае причастности к дорожно-транспортному происшествию водитель обязан:
- а) немедленно остановить транспортное средство и оставаться на месте происшествия;
б) включить аварийную сигнализацию;
в) не перемещать транспортное средство и предметы, которые имеют отношение к происшествию;
г) принять возможные меры для оказания первой медицинской помощи пострадавшим, вызвать карету скорой медпомощи, а если это невозможно, обратиться с помощью к присутствующим;
д) в случае невозможности выполнить действия, перечисленные в подпункте «г», отвезти пострадавшего в ближайшее лечебное заведение своим транспортным средством, предварительно зафиксировав расположение следов происшествия, а также положение транспортного средства после его остановки; в лечебном заведении сообщить свою фамилию и номерной знак транспортного средства (с предъявлением удостоверения водителя или другого документа, который удостоверяет личность, регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться на место происшествия;
е) сообщить о дорожно-транспортном происшествии полиции;
ё) принять все возможные меры для сохранности следов происшествия, ограждения их и организовать объезд места происшествия;
ж) до проведения медицинского осмотра не употреблять без назначения медицинского работника алкоголя, наркотиков, а также лекарственных препаратов, изготовленных на их основе (кроме тех, которые входят в официально утвержденный состав аптечки).
2.9 Если вследствие дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших и не причинен материальный ущерб третьим лицам, а транспортные средства могут безопасно двигаться, водители (при наличии взаимного согласия в оценке обстоятельств случившегося) имеют право не обращаться в полицию. Третьими лицами считаются другие участники дорожного движения, которые в связи с обстоятельствами оказались причастными к дорожно-транспортному происшествию.
2.10 Владелец транспортного средства имеет право:
- а) доверять в установленном порядке распоряжения транспортным средством другому лицу;
б) на безопасные и удобные условия движения;
- - мототранспортными средствами (лицензия на мотоциклы) - 16-летнего возраста;
- автомобилями (лицензия на авто) - с 18-летнего возраста;
- маршрутных автобусов - с 21-летнего возраста.
- а) управлять транспортным средством и перевозить пассажиров или грузы по дорогам, улицам или другим местами, где их движение не запрещено, в установленном порядке в соответствии с данными Правилами;
б) знать причину остановки, проверки и осмотра транспортного средства должностным лицом государственного органа, которое осуществляет надзор за дорожным движением, а также его фамилию и должность;
в) требовать от лица, которое осуществляет надзор за дорожным движением и остановившее транспортное средство, предъявления полицейского жетона;
г) получать необходимую помощь от должностных лиц и организаций, которые принимают участие в обеспечении безопасности дорожного движения;
д) обжаловать действия работника полиции в случае нарушения им законодательства.
§ 3. Движение транспортных средств со специальными сигналами
3.1 Водители оперативных транспортных средств, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований следующих разделов: 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 и 22 данных Правил при условии включения проблескового маячка синего или красного цвета и специального звукового сигнала и обеспечения безопасности дорожного движения. При отсутствии необходимости дополнительного привлечения внимания участников дорожного движения специальный звуковой сигнал может быть выключен.3.2 В случае приближения транспортного средства с включенным синим проблесковым маячком и (или) специальным звуковым сигналом водители других транспортных средств, которые могут создавать ему препятствие для движения, обязаны уступить ему дорогу и обеспечить беспрепятственный проезд указанного транспортного средства (и сопровождаемых им транспортных средств).
На транспортных средствах, движущихся в сопровождаемой колонне, должен быть включен ближний свет фар.
Если на таком транспортном средстве включены проблесковые маячки синего и красного или только красного цвета, водители других транспортных средств обязаны остановиться у правого края проезжей части (на правой обочине). На дороге с разделительной полосой это требование обязаны выполнить водители транспортных средств, движущихся в попутном направлении.
3.3 Запрещается осуществлять обгон и опережение транспортных средств с включенными проблесковыми маячками.
§ 4. Обязанности и права пешеходов
4.1 Пешеходы должны двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны.
4.2 За пределами населенных пунктов пешеходы, движущиеся по обочине или краю проезжей части, должны идти навстречу движению транспортных средств.
4.3 Пешеходы должны переходить проезжую часть по пешеходным переходам.
4.4 Если в зоне видимости нет перехода или перекрестка, а дорога имеет не более трех полос движения для обоих его направлений, разрешается переходить ее под прямым углом к краю проезжей части в местах, где дорога хорошо видна в обе стороны, и лишь после того, как пешеход убедится в отсутствии опасности.
4.5 В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или светофора.
4.6 Перед выходом на проезжую часть из-за стоящих транспортных средств и любых объектов, ограничивающих обзорность, пешеходы должны убедиться в отсутствии приближающихся транспортных средств.
4.7 Ожидать транспортное средство пешеходы должны на тротуарах, посадочных площадках, а если они отсутствуют, — на обочине, не создавая препятствий для дорожного движения.
4.8 На трамвайных остановках, не оборудованных посадочными площадками, пешеходам разрешается выходить на проезжую часть лишь со стороны двери и только после остановки трамвая. После высадки из трамвая необходимо быстро оставить проезжую часть не задерживаясь.
4.9 В случае приближения транспортного средства с включенным проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы должны воздержаться от перехода проезжей части или немедленно покинуть ее.
4.10 Пешеходам запрещается:
- а) выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения;
б) внезапно выходить, выбегать на проезжую часть, в том числе на пешеходный переход;
в) переходить проезжую часть вне пешеходного перехода, если имеется разделительная полоса или дорога имеет четыре и более полос для движения в обоих направлениях, а также в местах, где установлены ограждения;
г) задерживаться и останавливаться на проезжей части, если это не связано с обеспечением безопасности дорожного движения;
4.11 В случае причастности пешехода к дорожно-транспортному происшествию он обязан оказать возможную помощь пострадавшим и сообщить о происшествии в полицию.
§ 5.Обязанности и права пассажиров
5.1 Посадку (высадку) разрешается осуществлять пассажирам после остановки транспортного средства только с посадочной площадки, а в случае отсутствия такой площадки — с тротуара или обочины, а если это невозможно, то с крайней полосы проезжей части (но не со стороны смежной полосы для движения), при условии, что это будет безопасно и не создаст препятствий другим участникам движения.5.2 Пассажирам запрещается:
- а) во время движения отвлекать внимание водителя от управления транспортным средством и мешать ему в этом;
б) открывать двери транспортного средства, не убедившись, что оно остановлено у тротуара, посадочной площадки, края проезжей части или на обочине;
в) во время движения стоять в кузове грузового автомобиля, сидеть на бортах или в не оборудованном для сидения месте.
5.4Пассажир во время пользования транспортным средством имеет право на:
- а) безопасную перевозку себя и багажа;
б) возмещение причиненного ущерба;
в) получение своевременной и точной информации об условиях и порядке движения.
§6. Предупреждающие сигналы
6.1 Предупреждающими сигналами являются:
- а) сигналы, подаваемые световыми указателями поворота;
б) звуковые сигналы;
в) включение аварийной сигнализации, сигналов торможения;
г) включение проблескового маяка;
- а) перед началом движения и остановкой;
б) перед перестраиванием, поворотом или разворотом.
Подача предупреждающего сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.
6.4 Аварийная световая сигнализация должна быть включена:
- а) в случае вынужденной остановки на дороге;
б) в случае остановки по требованию работника полиции;
в) на механическом транспортном средстве, которое двигается с техническими неисправностями, если такое движение не запрещено настоящими Правилами;
г) на буксируемом механическом транспортном средстве;
д) в случае совершения дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
§7. Начало движения и изменение его направления
7.1 Перед началом движения, перестраиванием и любым изменением направления движения водитель должен убедиться, что это будет безопасным и не создаст препятствий или опасности другим участникам движения.7.2 Выезжая на дорогу из жилой зоны, дворов, мест стоянки, автозаправочных станций и других примыкающих территорий, водитель должен перед проезжей частью или тротуаром уступить дорогу пешеходам и транспортным средствам, движущимся по ней.
7.3 При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, которые двигаются в попутном направлении по той полосе, на которую он намерен перестроиться.
При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся в одном направлении, водитель, который находится слева, должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
7.4 Перед поворотом направо или налево, в том числе и в направлении главной дороги, или разворотом водитель должен заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в этом направлении.
При наличии трамвайного пути посередине проезжей части водитель нерельсового транспортного средства, выполняющий поворот налево или разворот вне перекрестка, должен уступить дорогу трамваю.
7.5 Если транспортное средство из-за своих габаритов или других причин не может выполнить поворот или разворот из соответствующего крайнего положения, разрешается отступить от требований пункта 7.4 настоящих Правил, если это не противоречит требованиям запрещающих или предписывающих дорожных знаков, дорожной разметки и не создаст опасности или препятствий другим участникам движения.
7.6 Разворот запрещается:
- а) на железнодорожных переездах;
б) на мостах;
в) в тоннелях.
7.8 Во время движения транспортного средства задним ходом водитель не должен создавать опасности или препятствий другим участникам движения. Для обеспечения безопасности движения он при необходимости должен обратиться за помощью к другим лицам.
7.9 Запрещается движение транспортных средств задним ходом на автомагистралях, дорогах для автомобилей, железнодорожных переездах, пешеходных переходах, перекрестках, мостах, путепроводах, эстакадах, в тоннелях, на въездах и выездах с них, а также на участках дорог с ограниченным обзорностью или недостаточной видимостью.
Разрешается движение задним ходом на дорогах с односторонним движением при условии соблюдения требований пункта 7.8 настоящих Правил и невозможности подъехать к объекту иным способом.
7.10 В случае если траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не обусловлена настоящими Правилами, уступить дорогу должен водитель, к которому транспортное средство приближаются с правой стороны.
§8. Расположение транспортных средств на дороге
8.1 Количество полос на проезжей части для движения нерельсовых транспортных средств определяется дорожной разметкой, а при их отсутствии — самими водителями с учетом ширины проезжей части соответствующего направления движения, габаритов транспортных средств и безопасных интервалов между ними.
8.2 На дорогах, с двумя и более полосами для движения в одном направлении, нерельсовые транспортные средства должны двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части, кроме случаев, когда выполняется опережение, объезд или перестроение перед поворотом налево или разворотом.
8.3 На дорогах с двусторонним движением, имеющих по одной полосе для движения в каждом направлении, при отсутствии сплошной линии дорожной разметки или соответствующих дорожных знаков выезд на полосу встречного движения возможен только для обгона и объезда препятствия либо остановки или стоянки у левого края проезжей части в населенных пунктах в разрешенных случаях, при этом водители встречного направления имеют преимущество.
8.4 Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части, кроме случаев, если выполняется обгон, объезд или перестроение перед поворотом налево или разворотом.
8.5 Запрещается выезжать на трамвайный путь встречного направления, отделенные от проезжей части трамвайные пути и разделительную полосу.
8.6 На дорогах, проезжая часть которых разделена на полосы движения линиями дорожной разметки, запрещается двигаться, занимая одновременно две полосы.
8.7 При интенсивном движении менять полосу разрешается только для объезда препятствия, поворота, разворота или остановки.
§9. Скорость движения
9.1 При выборе в установленных пределах безопасной скорости движения водитель должен учитывать дорожную обстановку, а также особенности перевозимого груза и состояние транспортного средства, чтобы иметь возможность постоянно контролировать его движение и безопасно управлять им.9.2 В темное время суток и в условиях недостаточной видимости скорость движения должна быть такой, чтобы водитель имел возможность остановить транспортное средство в пределах видимости дороги.
9.3 В случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое водитель объективно способен обнаружить, он должен немедленно принять меры для уменьшения скорости вплоть до полной остановки транспортного средства либо безопасного для других участников движения объезда препятствия.
9.4 В населенных пунктах движение транспортных средств разрешается со скоростью не более 60 км/ч.
9.5 Вне населенных пунктов на всех дорогах разрешается движение со скоростью:
- а) автобусам - не более 80 км/ч;
б) мопедам — не более 60 км/ч;
в) другим транспортным средствам - не более 90 км/ч;
9.7 Водителю запрещается:
- а) превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой данного транспортного средства;
б) превышать максимальную скорость, указанную в пунктах 9.4, 9.5 и 9.6.
в) препятствовать другим транспортным средствам, двигаясь без надобности с очень малой скоростью;
г) резко тормозить (кроме случаев, когда без этого невозможно предотвратить дорожно-транспортное происшествие).
§10. Дистанция, интервал, встречный разъезд
10.1 Водитель в зависимости от скорости движения, дорожной обстановки, особенностей перевозимого груза и состояния транспортного средства должен соблюдать безопасную дистанцию и безопасный интервал.10.2 На дорогах вне населенных пунктов водители транспортных средств, скорость которых не превышает 40 км/ч, должны соблюдать такую дистанцию, чтобы транспортные средства, осуществляющие обгон, имели возможность беспрепятственно возвратиться на ранее занимаемую полосу движения.
10.3 При обгоне, опережении, объезде препятствия или встречном разъезде необходимо соблюдать безопасный интервал, чтобы не создавать опасности для дорожного движения.
10.4 Если встречный разъезд затруднен, водитель, на полосе движения которого имеется препятствие или габариты управляемого транспортного средства мешают встречному движению, должен уступить дорогу. [/color]
§11. Обгон
11.1 Перед началом обгона водитель должен убедиться в том, что:
- а) ни один из водителей транспортных средств, которые движутся за ним и которым может быть создано препятствие, не начал обгона;
б) водитель транспортного средства, которое двигается впереди по той самой полосе, не подал сигнал о намерении поворота (перестраивание) налево;
в) полоса встречного движения, на которую он будет выезжать, свободна от транспортных средств на достаточном для обгона расстоянии;
г) после обгона сможет, не создавая препятствий обгоняемому им транспортному средству, вернуться на занимаемую полосу.
11.3 Если на дороге за пределами населенного пункта дорожная обстановка не позволяет осуществить обгон крупно-габаритного транспортного средства, его водитель должен двигаться как можно правее, а при необходимости — остановиться на обочине и пропустить транспортные средства, движущиеся за ним.
11.4 Водитель транспортного средства, выполняющий обгон, может остаться на полосе встречного движения, если после возвращении на ранее занимаемую полосу ему придется снова начать обгон, при условии, что он не создаст опасности встречным транспортным средствам, а также не будет препятствовать транспортным средствам, движущимся за ним с более высокой скоростью.
11.5 Обгон запрещен:
- а) на перекрестке;
б) на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними;
в) в конце подъема, на мостах, крутых поворотах и других участках дорог с ограниченным обзором или в условиях недостаточной видимости;
г) транспортного средства, которое осуществляет обгон или объезд;
д) в тоннелях;
е) колоны транспортных средств, позади которой движется транспортное средство с включенным проблесковым маяком.
§12. Остановка и стоянка
12.1 Остановка и стоянка транспортных средств на дороге должны осуществляться в специально отведенных местах либо на обочине.12.2 При отсутствии специально отведенных мест либо обочины или если остановка либо стоянка там невозможны, они разрешаются у правого края проезжей части (как можно правее, чтобы не препятствовать другим участникам дорожного движения).
12.3 Транспортные средства не разрешается ставить на проезжей части в два и более рядов.
12.4 Остановка запрещается:
- а) на железнодорожных переездах;
б) на трамвайных путях;
в) мостах и под ними, а также в тоннелях;
г) в местах, где расстояние между сплошной линией разметки, разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и транспортным средством, остановившимся менее 3 м;
д) в местах, где транспортное средство закрывает от других водителей сигналы светофора или дорожные знаки;
е) ближе 10 м от выездов с примыкающих территорий и непосредственно в месте выезда.
- а) в местах, где запрещена остановка;
б) на тротуарах, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов, которые могут быть поставлены на краю тротуаров, где для движения пешеходов остается по меньшей мере 2 м;
в) ближе 50 м от железнодорожных переездов;
г) на газонах.
12.7 В случае вынужденной остановки в месте, где остановка запрещена, водитель должен принять все меры, чтобы убрать транспортное средство, а при невозможности это сделать — действовать в соответствии с требованиями пункта 6.4 настоящих Правил.
12.8 На проезжей части запрещается установка предметов, препятствующих проезду или парковке транспортных средств, за исключением случаев:
- - оформления дорожно-транспортного происшествия;
- выполнения дорожных работ или работ, связанных с заниманием проезжей части.
§13. Проезд перекрестков
13.1 Перекресток, где очередность проезда определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.13.2 В случае выключения светофора или его работы в режиме мигания сигнала желтого цвета и отсутствия регулировщика перекресток считается нерегулируемым и водители должны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков.
13.3 На регулируемых и нерегулируемых перекрестках водитель, поворачивая направо или налево, должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, на которую он поворачивает.
13.4 Запрещается выезжать на любой перекресток, в том числе при сигнале светофора, разрешающем движение, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться на перекрестке, что создаст препятствие для движения других транспортных средств и пешеходов.
Регулируемые перекрестки
13.5 При подаче сигнала регулировщиком или включении сигнала светофора, разрешающего движение, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, а также пешеходам, заканчивающим переход.
13.6 Поворачивая налево или разворачиваясь при зеленом сигнале основного светофора, водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу трамваю попутного направления, а также транспортным средствам, движущимся во встречном направлении прямо или поворачивающим направо.
13.7 Если сигнал регулировщика или зеленый сигнал светофора разрешают одновременно движение трамвая и нерельсовых транспортных средств, трамваю предоставляется преимущество независимо от направления его движения.
Нерегулируемые перекрестки
13.8 На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному пересечению проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.
13.9 На перекрестке равнозначных дорог водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.
13.10 Перед поворотом налево и разворотом водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу трамваю попутного направления, а также транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге во встречном направлении прямо или направо.
13.11 Если главная дорога на перекрестке изменяет направление, водители движущихся по ней транспортных средств, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.
13.12 Если невозможно определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь и т.п.), водитель должен считать, что находится на второстепенной дороге.
[/color]
§14. Преимущества маршрутных транспортных средств
14.1 Вне перекрестков, где трамвайные линии пересекают полосу движения нерельсовых транспортных средств, преимущество предоставляется трамваю.14.2 Водители автобусов, подавшие сигнал о намерении начать движение от остановки, должны принять меры для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.[/color]
§15. Проезд пешеходных переходов и остановок транспортных средств
15.1 Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, на котором находятся пешеходы, должен уменьшить скорость, а при необходимости остановиться, чтобы уступить дорогу пешеходам, для которых может быть создано препятствие или опасность.15.2 На регулируемых пешеходных переходах и перекрестках при сигнале светофора или регулировщика, разрешающем движение транспортным средствам, водитель должен уступить дорогу пешеходам, которые заканчивают переход проезжей части соответствующего направления движения и для которых может быть создано препятствие либо опасность.
15.3 Если перед нерегулируемым пешеходным переходом уменьшает скорость или остановилось транспортное средство, водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, должны уменьшить скорость, а при необходимости остановиться и могут продолжить (восстановить) движение, только убедившись, что на пешеходном переходе нет пешеходов, для которых может быть создано препятствие либо опасность.
15.4 Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на этом переходе.[/color]
§16. Использование внешних световых приборов
16.1 В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от степени освещения дороги, а также в туннелях на транспортном средстве, которое двигается, должны быть включены следующие световые устройства:
- а) на всех механических транспортных средствах — фары ближнего света;
б) на прицепах и транспортных средствах, которые буксируются, — габаритные фонари.
§17. Движение через железнодорожные переезды
17.1 Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только на железнодорожных переездах.17.2 Подъезжая к переезду, а также начиная движение после остановки перед ним, водитель обязан руководствоваться указаниями и сигналами дежурного по переезду, положением шлагбаума, световой и звуковой сигнализацией, дорожными знаками и дорожной разметкой, а также убедиться в том, что не приближается поезд
17.3 Движение через переезд запрещается, если:
- а) шлагбаум опущен или начал опускаться;
б) включен запрещающий сигнал светофора или звуковой сигнал независимо от наличия и положения шлагбаума;
в) за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде.
17.5 В случае вынужденной остановки транспортного средства на переезде водитель обязан немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда.[/color]
§18. Перевозка пассажиров
18.1 Разрешается перевозить пассажиров в транспортном средстве, оборудованном местами для сидения в количестве, предусмотренном технической характеристикой, так чтобы они не мешали водителю управлять транспортным средством и не ограничивали обзорность, в соответствии с правилам перевозки.18.2 Водителям маршрутных транспортных средств запрещается во время перевозки пассажиров разговаривать с ними, есть, пить, курить, а также перевозить пассажиров и груз в кабине, если она отделена от салона.
18.3 Водителю запрещается начинать движение до полного закрытия дверей и открывать их до остановки транспортного средства.
18.4 Количество пассажиров, перевозимых в кузове грузового автомобиля, не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
18.5 Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров об их обязанностях и правилах посадки, высадки, размещения и поведения в кузове.
18.6 Запрещается перевозить пассажиров вне кабины автомобиля.[/color]
§19. Перевозка груза
19.1 Масса перевозимого груза и распределение веса на оси не должны превышать величин, определенных технической характеристикой данного транспортного средства.19.2 Перевозка груза разрешается при условии, что он:
- а) не подвергает опасности участников дорожного движения;
б) не нарушает устойчивости транспортного средства и не затрудняет управление им;
в) не ограничивает водителю обзорности;
г) не закрывает внешних световых приборов, световозвращателей, номерных и опознавательных знаков, а также не препятствует восприятию сигналов;
д) не создает шума, не поднимает пыли и не загрязняет проезжую часть и окружающую среду.
§20. Учебная езда
20.1 Обучать вождению транспортного средства разрешается только лиц, не имеющих для этого медицинских противопоказаний.20.2 Лицам, обучающимся вождению автомобиля, должно быть не менее 16 лет, а мотоцикла или мопеда — 14 лет. Такие лица обязаны иметь при себе документ, который удостоверяет их возраст.
20.3 Лицо, обучающееся вождению транспортного средства, обязано знать и выполнять требования настоящих Правил.
20.4 Начальное обучение вождению транспортного средства должно проводиться на закрытых площадках, автодромах или в местах, где отсутствуют другие участники дорожного движения.
20.5 Учебная езда на дорогах разрешается только в присутствии специалиста по подготовке водителей и при достаточных начальных навыках вождения обучающегося.[/color]
§21. Движение транспортных средств в колоннах
21.1 Транспортные средства должны двигаться в колонне только в один ряд как можно ближе к правому краю проезжей части, за исключением случаев, когда они сопровождаются оперативными транспортными средствами.21.2 Скорость движения колонны и дистанция между транспортными средствами устанавливаются старшим колонны или по режиму движения главной машины в соответствии с требованиями настоящих Правил.
21.3 В случае остановки колонны на дороге на всех транспортных средствах включается аварийная сигнализация.
21.4 Другим транспортным средствам запрещается занимать место для постоянного движения в колонне.
[/color]
§22. Движение по автомагистралям и дорогам для автомобилей
22.1 При выезде на автомагистраль или дорогу для автомобилей водители должны уступить дорогу движущимся по ним транспортным средствам.
22.2 На автомагистралях и дорогах для автомобилей запрещается:
- а) остановка вне специальных мест для стоянки;
б) движение задним ходом;
в) учебная езда.
22.3 На автомагистралях, кроме специально оборудованных для этого мест, запрещается движение механических транспортных средств, скорость которых по технической характеристики или их состоянию менее 40 км/ч.
22.4 В случае вынужденной остановки на проезжей части автомагистрали или дороги для автомобилей водитель должен обозначить транспортное средство в соответствии с требованиями пункта 6.4 настоящих Правил и принять меры к тому, чтобы убрать его за пределы проезжей части вправо.
§23. Техническое состояние транспортных средств и их оснащение
23.1 Техническое состояние транспортных средств и их оборудование должны отвечать требованиям стандартов, касающихся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды, а также правил технической эксплуатации, инструкций предприятий-производителей и другой нормативно-технической документации.23.2 Запрещается эксплуатация транспортных средств согласно законодательству:
- а) в случае их изготовления или переоборудования с нарушением требований стандартов, правил и нормативов, касающихся безопасности дорожного движения;
б) если они не прошли обязательный технический контроль
в) если номерные знаки не отвечают требованиям соответствующих стандартов.
- а) рабочая тормозная система или рулевое управление не дают возможности водителю остановить транспортное средство или осуществить маневр во время движения с минимальной скоростью;
б) в темное время суток или в условиях недостаточной видимости не горят лампы фар или задних габаритных фонарей;
в) во время дождя не работает стеклоочиститель со стороны расположения руля.
1. Знаки приоритета
1.1 - "Уступите дорогу".
Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге. Устанавливается непосредственно перед перекрестком (или у пересечения проезжих частей). Знак определяет очередность проезда конкретного пересечения.
1.2 - "Движение без остановки запрещено". Запрещается движение без остановки перед стоп-линией, а если ее нет - перед краем пересекаемой проезжей части. Водитель должен уступить дорогу ТС, движущимся по пересекаемой дороге. Знак 2.5 может быть установлен перед железнодорожным переездом или карантинным постом. В этих случаях водитель должен остановиться перед стоп-линией, а при ее отсутствии - перед знаком.
Устанавливается у пересечения проезжих частей или у ж/д переезда и т. д.
2. Запрещающие знаки
[/b]2.1 - "Въезд запрещен". Запрещается въезд всех транспортных средств в данном направлении. Действует до первого перекрёстка.
2.2 - "Ограничение максимальной скорости".
Запрещается движение со скоростью (км/ч), превышающей указанную на знаке.
2.3 - "Стоянка запрещена". Запрещается стоянка транспортных средств. Действие знака распространяется только на ту сторону дороги, на которой он установлен. Зона действия: от места установки до ближайшего перекрестка.
3. Предписывающие знаки
3.1 - "Велосипедная дорожка или полоса для велосипедистов".
3.2 - "Пешеходная дорожка". Разрешается движение только пешеходам.
4. Знаки особых предписаний
[/b]4.1 - "Пешеходный переход".
4.2 - "Место стоянки легковых такси".
4.3 - "Место стоянки автобусов".
4.4 - "Зона регулируемой стоянки". Место, с которого начинается территория (участок дороги), где стоянка разрешена и регулируется с помощью разметки. Зона действия: до ближайшего перекрёстка.
5. Информационные знаки
[/b]5.1 - "Парковка (парковочное место)".
Знак применяется для обозначения площадок, специально отведенных для парковки транспортных средств.
5.2 - "Километровый знак".
Расстояние (км) до начала или конца дороги.